Автор, экран, зритель


Автор, экран, зритель - стр. 118


Светотеневой характер освещения, приведенный в кадре 59, составлен при помощи трех источников: рису-

ющего, заполняющего W фонового. При этой расстановке приборов вы­явлена форма и фактура объекта, создана иллюзия объема. Изображе­ние соответствует тому эффекту, ко­торый мы видим в повседневной жизни.

Кадр 60 снят с применением двух источников света — заполняющего и фонового. Такое изображение на­зывается тональным. Оно трафично, лишено объемов, рельеф модели скрадывается, потому что нет тене­вых участков. Прямой свет прибора

С.  Е.  Медынский  «Компонуем  кинокадр»

Освещение объекта

 

Кадр 61

падает на объект так, что все тени оказываются вне поля зрения каме­ры. Иногда именно такое довольно своеобразное творческое решение от­вечает авторскому замыслу.

Кадр 61 — пример использования лишь одного рисующего источника. Темная сторона объекта сливается с фоном, потому что второй план не освещен и нет контрового луча, ко­торый мог бы отделить объект от фо­на, очертив его светлым контуром.

— Совсем как у нас в пещере% когда мы сидели у костра и жарили мамонта, — мог сказать низколобый пращур. — Один источник света, а все остальное — в тени. Это очень реалистичное изображение. Я счи­таю, что снято очень хорошо!

Мы с ним могли бы поспорить. Ведь можно передать эффект одного источника света, но сделать это го­раздо живописнее (кадры 62, 63).

— Мы предлагаем более интерес­ное решение, — сказали бы мы пра-ЩУРУ- — Источник света в кадре, но кроме единственного прибора, который создает эффект естествен­ного освещения, есть дополнитель­ные, делающие кадр более вырази­тельным. Ведь наша цель — не ско­пировать характер освещения, а создать его образ.

— У нас в пещере было лучше, — не согласился бы предок. — У нас свет был живой. Он дрожал, менял насыщенность, и лица были при этом освещении — глаз не оторвешь! А у вас вместо человеческих лиц какие-то гипсовые маски, а вместо живого огня — мертвый.




- Начало -  - Назад -  - Вперед -



Книжный магазин