Автор, экран, зритель


Автор, экран, зритель - стр. 121


Обычно это про­изводит неприятное впечатление.

Кадр 63

Легко представить, что крупный план великого мыслителя Вольтера

Освещение объекта

Кадр 64

(кадр 65, б), не дающий возможнос­ти увидеть его взгляд, потерял бы главное — психологическую харак­теристику героя.

— Но ведь это не Вольтер! — мог возмутиться предок. — Это опять мертвый гипс!

— Нет, уважаемый коллега, — снова не согласились бы мы. — Та­лант скульптора и мастерство кино­оператора, осветившего этот бюст, дали отличный результат. Это жи­вое лицо нашего героя! (кадр 65, о).

— Но ведь применен нижний свет, — мог возразить предок. — А он, как известно, искажает форму. Он непривычен для наблюдателя.

— А почему в данном случае это плохо? — спросили бы мы. — Ведь важен конечный результат. И это своеобразное световое решение по­зволило выявить уникальный харак-

 

тер Франсуа-Мари Аруэ (Вольте­ра) — одного из крупнейших деяте­лей французского буржуазного Про­свещения, жившего в XVIII веке. Это был человек утонченного, едкого юмора, и хитрая усмешка, которая чувствуется в его взгляде, раскры­лась именно при освещении нижним источником света. Этот гипс сейчас живее многих портретов, на кото­рых сняты живые люди. Схема све­та не догма, ее нужно варьировать, исходя из замысла. А замысел ос­новывается на характере самого объекта съемки.

Кстати, кадр 65, а, на котором снято то же лицо, но глаза освещены неудачно, во многом проигрывает по сравнению с Вольтером, который «смотрит» как живой...

Освещение объекта съемки — про­цесс и технический и творческий. Ровный световой поток, который используется только для того, чтобы получить изображение, обычно на­зывают «экспозиционным светом». Он применяется в научных, техни­ческих киносъемках, при съемках рисованных мультипликационных фильмов. В начале своего пути кино довольствовалось именно таким ха­рактером освещения. Но со време­нем кинематографисты научились использовать свет как средство, вы­ражающее мысли и чувства героев.




- Начало -  - Назад -  - Вперед -