Автор, экран, зритель


Автор, экран, зритель - стр. 130


Ритмика панорамы всегда дей­ствует на зрителя, и он замечает не только скорость панорамирова­ния, но и траекторию движения ка-

меры. Поэтому при съемке к каждо­му следующему этапу рекомендует­ся переходить, соединяя движения по касательной, без четкого оконча­ния одного направления и начала другого (рис. 13). При горизонталь­ном панорамировании, переходящем в вертикальное или идущее под уг­лом к начальному, не следует допус­кать резких ощутимых скачков. Они

всегда выдают технологию приема и мешают его органическому включе­нию в изобразительную ткань эпизо­да. Это происходит потому, что дви­жение, явно деленное на фазы, про­тиворечит плавному развитию еди­ной смысловой линии.

Панорама не обязательно инфор­мирует зрителя о среде и вещах, с ко­торыми герой связан в данный мо­мент. Иногда она комментирует эмо­циональную атмосферу, которая так или иначе касается судеб персона­жей. Легко представить себе эпи­зод с бурными объяснениями между двумя действующими лицами, а по­том ряд панорамных планов, снятых в экстремальных условиях: деревья, качающиеся от ветра, клокочущие горные ручьи, камнепады на горных склонах и т. п. Панорамы с таким содержанием не связаны с географи­ческими координатами событий, они дают образное толкование дей­ствия и усиливают эмоциональный эффект основной сцены.

Панорама должна сочетаться с со­седними планами не только по смыс­лу, но и по техническим параметрам, обеспечивающим возможность мои™ тажных связей панорамного плана с остальным материалом. Поэтому съемку панорамы оглядывания реко­мендуется начинать и заканчивать статикой. Это не призыв к шаблон­ным решениям. Такая технология съемки дает возможность соединить панораму с остальными планами эпизода. Бели статика в начале пано­рамы не снята, то ее сложно смонти­ровать со статичным планом, точно так же, как затруднен переход от движения к полной статике. Опыт­ный кинооператор всегда снимает панораму так, чтобы были возможны




- Начало -  - Назад -  - Вперед -