Автор, экран, зритель


Автор, экран, зритель - стр. 141


Ракурс — это один из способов передать на двухмерной ограничен­ной плоскости бесконечность прост­ранства. Показывая объекты в par курсных сокращениях, художники всех времен придавали своим по­лотнам дополнительные глубинные ориентиры, выстраивали компози­ции, которые говорили о вертикаль­ных и горизонтальных протяженно-стях, свойственных реальной дейст­вительности. Достаточно сравнить полотна итальянских живописцев эпохи Возрождения «Положение во гроб» М. Караваджо и «Мертвый Христос» А. Мантенъи, чтобы почув­ствовать иллюзию трехмерного про­странства, которая придает библей­ской истории черты реальности.

Конечно, ракурс не меняет содер­жание произведения, он использу­ется как дополнительная характе-

ристика, которая подчас имеет важ­ное смысловое и эмоциональное зна­чение. В кинематографе этот прием служит разным целям.

1. Ракурс выявляет положение съемочного аппарата, а стало быть, и зрителя относительно объекта съемки и тем самым пространствен­но ориентирует зрителя.

2. Ракурс раскрывает специфиче­ские признаки объекта, которые можно заметить только с данной точки зрения.

3. Ракурс придает объекту опре­деленную эмоциональную окраску,, являясь своеобразным изобразитель­ным эпитетом.

Ориентация в пространстве — это самая очевидная роль ракурсной съемки, и она соответствует нашей жизненной практике. Ракурсная по­зиция кинокамеры может подчер­кнуть впечатление, которое зритель получает, глядя на вертикальные и горизонтальные протяженности, дать дополнительные сведения о раз­мерах и взаимном положении объ­ектов, окружающих съемочную точ­ку. В этом плане кинооператоры следуют принципам, которые откры­ты и исследованы художниками-живописцами.

Интересный пример использова­ния ракурсной точки зрения — кар­тина Н. К. Рериха «Заморские гос­ти». Ракурс дал возможность выст­роить диагональную композицию, которая вызывает ощущение спокой­ного движения судов, скользящих из глубины пространства.


- Начало -  - Назад -  - Вперед -



Книжный магазин