Автор, экран, зритель


Автор, экран, зритель - стр. 142


Кроме то­го, у зрителя появляется впечатле­ние, что ладьи скатываются по на­клонной плоскости, и эта динамиче­ская неуравновешенность помогает автору создать иллюзию движения.

Но не это главный результат. Глав­ное то, что у зрителя возникает ощу­щение, будто он поднялся на один из холмов, обрамляющих воды зали­ва, и таким образом ракурсная точка помогает ему установить контакт с автором: ведь зритель «поднялся» на эту высоту по воле художника. Этот эффект достигнут благодаря ра­курсной позиции наблюдателя, кото­рая более активна, чем наблюдение с обычной, лишённой изобразитель­ного своеобразия точки зрения.

Пространственная ориентация — это не всегда стремление автора пе­редать лишь геометрические пара­метры события. Иногда она имеет глубокий смысл и придает действию подлинный драматизм. Так случи­лось с фотоснимком фронтового кор­респондента Д. Бальтерманца (кадр 73). Снимок, сделанный из окопа, через который перепрыгивают иду­щие в атаку бойцы, свидетельствует не только о том, что люди преодо­левают препятствие. Он — докумен­тальное подтверждение смертель­ной опасности. Конечно, пули и ос­колки, пронизывающие воздух, нель­зя передать на картинной плоскости

кинооператора

 

или кинокадра, но о них сказа­но^ положением съемочной точки, неопровержимо свидетельствующей о реальных боевых действиях. И по­этому среди репортерских кадров, рассказывающих о войне, этот — один из самых ярких и убедитель­ных!

Легко представить себе кинокадр, снятый из этой же траншеи, понять его подлинность, ощутить эмоцио­нальный накал. Если бы киноопера­тор снял эту атаку, стоя во весь рост около бруствера, то, несомненно, на экране не почувствовалась бы та мера опасности, а стало быть, и ме­ра великого подвига рядового пехо­тинца, бегущего навстречу вражес­ким выстрелам и возможной смер­ти. Съемочная точка, ракурс, по­могли фоторепортеру создать образ солдата Великой Отечественной, са­моотверженно выполняющего воин­ский долг.


- Начало -  - Назад -  - Вперед -



Книжный магазин