Автор, экран, зритель


Автор, экран, зритель - стр. 146


чувствах, переживаемых героем. И у нас не вызовут осмысленного отклика словесные формулировки типа «гордо опущенная голова», «весело согнутая спина», «радост­но поникшие плечи». В речевом строе такие образы прозвучали бы неле­постью. Аналогично может действо­вать и неточное применение ракур­са.

Горестный. Поверженный. Уд­рученный... Как снять героя, которо­му адресованы такие эпитеты? Оче­видно, эти определения могут быть выражены съемкой с верхней точки.

Кадр 75 — своеобразное дока­зательство связи физического дей­ствия и духовного состояния чело­века. Оба — и победитель и побеж­денный — красноречиво свидетель­ствуют, как выглядит человек, испы­тывающий положительные или отри­цательные эмоции. И кинооператор сделал бы правильно, если бы, ра­ботая над этим эпизодом, снял круп­ные планы спортсменов, показав их в ракурсе: победителя с нижней точки, а побежденного — с верхней. И это вовсе не шаблонное решение. Позы героев — это внешнее проявле­ние их чувств, их настроения, и это может быть подчеркнуто ракурсной позицией камеры.

Применение ракурсных съемок для психологической характери­стики персонажей очень ярко про­явилось в творчестве замечательно­го советского кинооператора А. Д. Головни — одного из основателей советской кинооператорской шко­лы. В фильме «Мать», ставшем классикой мирового кинематографа (режиссер В. Пудовкин), был создан изобразительный образ глав­ной героини Ниловны, которая в

начале своего гражданского станов­ления была снята с верхней точки, что подчеркивало ее забитость, при­ниженность, покорность судьбе (кадр 76). И лишь в финале картины, когда Ниловна идет со знаменем в первых рядах демонстрантов, опе­ратор снял ее с нижней точки, чтобы усилить ощущение пробу­дившегося в ее душе человеческого достоинства (кадр 77).

Но, с другой стороны, в фильме «Мы из Кронштадта» (режиссер Е. Дзиган, оператор Н. Наумов-

Кадр 78




- Начало -  - Назад -  - Вперед -



Книжный магазин