Автор, экран, зритель


Автор, экран, зритель - стр. 150


ния, изменения и исчезновения изоб­разительной информации влияет на характер ее восприятия зрителем.

У человека есть устоявшиеся прин­ципы восприятия, связанные с био­логическими ритмами, ритмами при­родных явлений, и мы соотносим полученную информацию с уже при­обретенным опытом. Следует учи­тывать это, выбирая темп для вы­полнения приема. Так, например, если нужно подчеркнуть возмож­ную опасность при появлении в кад­ре какого-нибудь предмета, то наезд на этот предмет вряд ли следует сделать быстро. Ведь приближение к нему должно выразить преодоле­ние сомнения, страха, естественное чувство самосохранения. Если же опасность появилась неожиданно и кинооператор захотел передать мо­мент внезапности (например, на тропинке, по которой шагают бес­печные туристы, появилась змея!), то, конечно, имитируя реакцию испу­гавшегося человека, кинооператор сделает стремительный наезд. И чем он будет динамичнее, тем эмо­циональнее окажется не только сня­тый кадр, но и весь эпизод.

Наше внутреннее состояние всегда заставляет нас действовать в том или ином темпе. И если от пережи­ваемых эмоций зависит темп на­ших действий, то, значит, существу­ет и обратная связь? В самом деле, хПо характеру действия, по его темпу мы нередко можем судить и об эмо­циях, сопровождающих его. Такой ход рассуждений помогает кино­оператору находить темп выполне­ния приема.

Съемка с движения дала возмож­ность показывать пространство с точки зрения человека, который ви-

дит мир со своей, только ему при­сущей позиции. Так появился ме­тод съемки, названный * субъектив­ной* камерой.

«Субъективная» — это значит имитирующая взгляд киногероя, исходя из его мироощущения, и со­вершающая действия в свойственной ему манере. Материал, снятый таким методом, позволил макси­мально сблизить героя и зрителя, который воспринимает экранное изображение уже не как оператор­скую трактовку события, а как реак­цию героя на все, что происходит вокруг него.


- Начало -  - Назад -  - Вперед -