Автор, экран, зритель


Автор, экран, зритель - стр. 152


расстоянием 16мм - 69грд, а

объектив с F=300мм - всего 4,4грд.

От угла зрения оптической систе­мы зависит не только масштаб изображаемых предметов, но и ха­рактер взаимодействия этих предметов. Зритель, видя изображение, снятое при помощи "механического глаза", воспринимает все происхо-

дящее не так, как это было в жизни: иначе выглядят формы предметов, по-иному строится перспектива про­странства, в котором происходит действие, изменяется темп движения, свойственный объектам на самом деле. Отклонение   от   привычных   зрительных оценок позволяет кинооператору строить выразительные ком­позиции, изменяя привычные пред­ставления о процессах, которые происходят в реальном мире. Это

принципиально важное отличие возможностей "киноглаза" от человеческого глаза. Кинооператор с помощью оптической системы может замедлить или ускорить реальное движение, показать взаимодействие объектов в таких сочетаниях, ко­торые мы никогда не различим про­стым глазом.

Поэтому смена оптики - это творческий прием, с помощью которого кинематографист раскрывает зрителю свое понимание окружающего мира.

Д. Вертов делил творческий процесс на следующие этапы:

"Кино-Глаз=кино-вижу (т. е. ви­жу через киноаппарат)

+кино-пишу (т.е. пишу киноаппаратом)

+кино-организую (т.е.

монтирую)"

В сущности эта схема похожа на то, что представляет собой сложней­ший зрительный аппарат человека. Ведь глаз лишь воспринимает световые импульсы, а зрительные впечатления    формируются    и    оцениваются нашим сознанием.

   Эта связь зрительного образа, сформированного лучами света,

с его осмыслением требует, чтобы применение оптики не превращалось в стремление к чисто формальным искажениям объектов. И в то же время любая, самая яркая и при­чудливая форма, полученная при помощи оптической системы, не окажется нарочитой и случайной, если в ее основе лежит намерение раскрыть сущность показанного факта или характера.

Эта проблема особенно часто встает серед кинооператорами, увлекающимися применением супер-широкоугольной оптики.




- Начало -  - Назад -  - Вперед -



Книжный магазин