Автор, экран, зритель


Автор, экран, зритель - стр. 167


Но иногда кинематограф «вспоми­нает» принцип своей прародитель­ницы фотографии и останавли­вает действие, полностью отказыва­ясь от динамики. Тогда на экране возникает стоп-кадр.

Изображение, полученное стоп- кадром, и фотоснимок — не одно и то же, У двух внешне одинаковых статичных композиций трактовка действительности принципиально различна. Если фотография — это статичное изображение, которое лишь напоминает зрителю о динами­ ке реальных жизненных процессов, то стоп-кадр — это, наоборот, созна­ тельный отказ от динамики и акцент на одной из ее фаз.                                     х

— А зачем умышленно обеднять форму? — мог с полным правом спросить нас низколобый предок. — Зачем возвращаться к тому, от чего кино ушло почти сто лет назад? Ведь, теряя динамику, мы потеряем главное качество кинематографиче­ского изображения?

Замечание резонное, И нам при­шлось бы объяснить пещерному кол­леге, что фотоснимок — это миг, вы­деленный из потока жизни, изоли­рованный во времени от прошлого и будущего, зритель может лишь до­мыслить это прошлое и будущее самостоятельно* А каждый кинокадр имеет предысторию, которая извест­на зрительному залу.

Своеобразие стоп-кадра заключа­ется в том, что статика не явля­ется самостоятельным компонентом киноизображения, и выступает как результат какого-либо действия и на­ходится с ним в неразрывном един­стве. Обе составляющих взаимно до-

полняют друг друга, представляя единое целое.

Стоп-кадр действует не своим не­посредственным содержанием, кото­рое само по себе может оказаться живописным; он заставляет зрителя острее ощутить все» что предшество­вало ему.

Стоп-кадр нельзя рассматривать как отдельную композицию, потому что он по своей сути является ито­гом определенного процесса, завер­шая который предлагает осмыслить и оценить комплекс предваритель­ных сведений, уже полученных зри­телем с экрана.

Стоп-кадр показывает момент жизни вне временных координат.


- Начало -  - Назад -  - Вперед -